суббота, 31 марта 2012 г.

Национальный морской рейтинг - 2011


23 марта 2012 года в Одессе состоится торжественная церемония награждения победителей Национального морского рейтинга Украины по итогам 2011-го года.
Редакция журнала "Порты Украины" и информационно-аналитический центр "BlackSeaTrans" сейчас ведут подсчеты результатов.
Часть результатов уже известна и публикуется в этом номере журнала. Остальные попадут в мартовский номер "Портов Украины", который выйдет в свет накануне церемонии награждения победителей.

Итак, уже определены победители в следующих номинациях:
"Достижение года-2011"
Победитель в этой номинации определяется группой экспертов. По результатам опроса, в котором участвовало 75 экспертов (их полный список опубликован в журнале и на сайте Национального морского рейтинга Украины - www.UkrMaritimeRating.com), главным достижением 2011-го года на водном транспорте Украины названо начало работы в ноябре 2011 года в контейнерном режиме контейнерного терминала компании "ТИС". Этот терминал был построен еще два года назад, но из-за экономического кризиса, обрушившего контейнерные грузопотоки, работал не по профилю - переваливал зерно, металл, другие грузы. Все это не смутило 25 экспертов, которые посчитали, что вступление в "контейнерный строй" Украины нового мощного терминала (мощность первой очереди - 400 тыс. TEU) заслуживает столь высокой оценки. Эксперты отмечали "последовательную политику "ТИСа" в универсализации своего портового комплекса", "повышение конкурентоспособности украинских терминальных мощностей благодаря росту числа контейнерных терминалов", "открытие еженедельного контейнерного сервиса Maersk Line на терминале "ТИС". Как отметил один из экспертов, "наконец контейнерный терминал "ТИС" заработал. Достижение договоренности между компаниями "ТИС" и Maersk Line должно принести заметную пользу всей украинской экономике в столь непростое время".
На втором месте в списке самых выдающихся событий на водном транспорте страны в прошлом году - начало портовой реформы в стране (19 голосов). Если бы в ноябре 2011-го года Президент Украины не наложил вето на принятый Парламентом Закон "О морских портах" Украины, возможно, число голосов за это событие было бы намного больше.
Как отметил один из экспертов, "несмотря на то, что закон был ветирован, это очень серьезное событие. Надеюсь, что "2-я серия" Закона о портах, который, скорее всего, будет основан на базе этого закона, будет принята в 2012-м году". Другой эксперт писал, что "Закон должен создать основы для масштабного реформирования всего портового хозяйства страны. Данный Закон закладывает принцип свободного формирования цен, что даёт возможность регулировать тарифы и стать более конкурентными на рынке транзитных перевалок". Еще один эксперт отмечал "активизацию процесса принятия Закона "О портах", подготовительные мероприятия, проводимые портами в порядке подготовки к реформе портового хозяйства, подготовку постановления КМУ, регулирующего порядок оформления концессии в портах...,- в общем, начало реформы на морском транспорте".
На третьем месте с одинаковым числом голосов (по 6) оказались:
а) Рост грузооборота в портах, несмотря на кризис. Эксперты отмечали "возвращение транзита и рост грузооборота портов благодаря более или менее гибкой тарифной политике";
б)  Создание Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины. Эксперты отмечали "создание в составе Министерства инфраструктуры Украины Департамента по вопросам государственной политики в отрасли морского и речного транспорта и назначение на должность его руководителя уважаемого в отрасли профессионала Владимира Севрюкова". Как написал один из экспертов, "надо полагать, что решение стратегических задач по развитию морской отрасли будет ускорено";
в)  Создание Морской поисково-спасательной службы. Эксперты отмечали "создание МПСС как казенного предприятия с определением стабильного небюджетного финансирования".
На четвертом месте (4 голоса) оказалось успешное развитие мощностей компании "Бруклин-Киев".
Помимо этих достижений, набравших наибольшее число голосов, эксперты также отмечали как важнейшие события "развитие морской инфраструктуры морских торговых портов, которое привело к увеличению их пропускной способности", "создание центрального органа исполнительной власти - Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте", "продолжение усилий компании "Нибулон" по развитию речной транспортной инфраструктуры", "положительные сдвиги в развитии государственно-частного партнерства в Украине", "открытие координационного центра по поиску и спасению Мининфраструктуры", "назначение начальником Одесского порта Ю.Ю. Васькова", "осуществление первого судозахода нового паромного сервиса "Black Sea Express" к специализированному паромному комплексу терминала "ТИС", "перевалку более 10000 TEU в режиме трансшипмента", "успешную систематическую обработку судов типа "кейпсайз", "решение об увеличении глубин в акватории порта Южный, что является стратегическим решением, важным для Украины", "строительство контейнерного терминала на Карантинном молу в г. Одессе".
Эксперты также называли среди важнейших событий прошлого года "выход приказа №638 от 28.12.2011 года, которым Министерство инфраструктуры Украины установило размеры скидок к граничным аккордным ставкам платы за выполнение погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами в портах Украины на 2012-й год"; "ввод в эксплуатацию построенного Одесской железной дорогой совместно с ООО "Трансинвестсервис" второго главного пути на перегоне от разъезда 18 км до путевого поста 24 км участка Черноморская - Береговая"; "строительство комплекса устройств по размораживанию навалочных грузов в зимний период (двух тепляков) в МТП Южный; "строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди зернового элеватора вместимостью 30 тыс. тонн в ДП "Днепропетровский речной порт"; "решения, позволившие вернуть в Ильичевский МТП компанию "Укртрансконтейнер"; "ветирование Президентом Закона "О морских портах Украины", как вредоносного для государства"; "безаварийную работу внутренних водных путей"; "смену руководства Ильичевского порта"; "смену руководства Скадовского порта"; "снятие ограничений по экспорту зерна".
"Неудача года"
Наши эксперты отмечали также и самые большие неудачи (ошибки) прошлого года.
На первое место эксперты, как и год назад, поставили кадровую чехарду, особенностью которой в 2011-м было возбуждение многочисленных уголовных дел против руководителей предприятий и аресты некоторых из них - 34 голоса.
Эксперты отмечали "отсутствие кадровой политики", "уголовные преследования начальников портов", "кадровую нестабильность отрасли", "продолжение кадровой чехарды в руководстве портов и усиление постыдного института "смотрящих", "окончательный развал кадрового потенциала управления отраслью и предприятиями", "криминальное преследование Н.П. Павлюка", "кадровую чехарду с начальниками портов в Крыму", "многочисленные скандалы и уголовные дела против работников портов и связанных с ними организаций", "уголовное преследование руководителей портов по "заказам".
На втором месте среди худших событий года - ликвидация Укрморречфлота и развал системы управления воднотранспортной отраслью (19 голосов).
Эксперты отмечали "чрезмерно частое реформирование отрасли морского и речного транспорта", "ликвидацию отдельного центрального органа исполнительной власти по управлению морским и речным транспортом", "очень долгую реорганизацию Минтранссвязи в Мининфраструктуры Украины", "разрушение вертикали управления морской и речной отрасли страны, ликвидацию морской администрации Украины", "усугубление ручного управления путем особых форм приватизации в портах Мариуполь, Южный, Ильичевск, Измаил и т.д., список не закончен", "укрепление коррупционных схем в системе отрасли".
На третьем месте среди худших событий - вето на принятый Парламентом Закон о морских портах Украины (13 голосов).
Эксперты отмечали, что "Закон о портах, которого с таким нетерпением ждут инвесторы, так и не был принят", что "вето на принятый Верховной Радой Украины Закон Украины "О морских портах Украины" было сделано, несмотря на то, что все предложения Министерства инфраструктуры Украины были в нем учтены", что порты "при существующих пробелах в правовом поле, регулирующем их деятельность, не могут привлекать достаточные инвестиции для своего развития и обеспечивать конкурентоспособность на рынке Черноморского региона, не могут просто нормально работать".
Помимо этих неудач (ошибок), набравших наибольшее число голосов, эксперты также отмечали как худшие события для отрасли "невиданное обмеление Дуная и остановку работы флота и портов", "ликвидацию Госфлотинспекции", "стабилизацию полного таможенного беспредела, отсутствие каких-либо перспектив его прекращения", "строительство новых причалов, грузовых фронтов в портах без учета необходимости технического развития железной дороги", "шаги к приватизации портов", "продолжение экономического кризиса, влияющего на работу отрасли", "отсутствие юридической базы для развития отрасли", "введение пошлин на экспорт зерна".
"Человек года на водном транспорте Украины-2011"
В этой номинации победитель также определялся группой из 75 экспертов. Каждый из них имел возможность назвать в любом порядке три фамилии людей, которые, по мнению эксперта, были достойны звания "Человек года" на водном транспорте Украины по итогам 2011-го года. То есть всего различные фамилии могли прозвучать 225 раз. Но часть экспертов назвала лишь одну или две кандидатуры. Всего различные фамилии в ответах прозвучали 195 раз. При этом были упомянуты в ответах 39 человек.
В итоге на первом месте оказались два человека, набравшие по 27 голосов, - начальник Одесского порта Юрий Васьков и почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, который уже восьмой раз подряд (все годы, во время которых проводились опросы), оказывается в числе победителей.
Эксперты выдвинули кандидатуру Юрия Васькова за то, что "ему удалось сохранить плодотворный для морской отрасли курс на развитие Одесского порта", "за активную позицию в вопросах портовой реформы, инициирование роста объемов трансшипмента и принятия Закона "О контейнерных перевозках в Украине", за "высокий интеллектуальный рейтинг, глубокие профессиональные знания в области организации контейнерных перевозок и взаимодействия с таможенными органами", "за увеличение грузооборота порта в 2011-м году", "выполнение плана в кризисных условиях", за то, что "активно и успешно работает над улучшением нормативной документации для работы не только порта, но и всей морской отрасли".
Эксперты выдвинули кандидатуру Николая Павлюка "за несгибаемую позицию в отстаивании интересов предприятия и отрасли", "героическое сопротивление беспределу властей", "за то, что смог достойно выйти из сложной ситуации, обеспечить назначение Ю. Васькова и сохранить влияние над портом", "в неоднозначной ситуации не только сумел "сохранить лицо", но и обеспечить перспективы стабильного развития ОМТП", за то, что он "неоспоримый лидер и авторитет своего коллектива и всех профессионалов портового бизнеса не только в нашей стране", за то, что "он, продолжатель плеяды выдающихся предыдущих руководителей, был борец со случайными людьми в министерских креслах и вечным придумщиком новых строек".
Как отметил один из экспертов, "даже был период охлаждения к нему, который бывает всегда в настоящих отношениях между людьми. То, что произошло в прошлом году, сделало его не слабее, а еще сильнее. Вечный он какой-то...".
На втором месте оказался директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины Владимир Севрюков - 24 голоса.
Эксперты отметили кандидатуру Владимира Севрюкова "за мудрость", "за работу по реорганизации управления отраслью", "за проведение политики единства в отрасли", за то, что "опытный специалист в морской отрасли, своей работой способствует выполнению первоочередных задач по решению проблемных вопросов отрасли, увеличению объемов грузооборота портов, а также выполнению Украиной международных обязательств", "за настойчивость и умелую работу при подготовке Закона Украины о морских портах", "за создание казенного предприятия "Морская поисково-спасательная служба", в общем, "когда у руля специалист и профессионал - это здорово".
Как отметил один из экспертов, "за то, что свой, из отрасли, и это плюс власти, что не побоялась такого назначения. А как получится у него эта роль реформатора, скоро, наверное, узнаем. Тут или пан, или пропал. Не позавидуешь ему".
Третье место занял начальник морского торгового порта Южный Александр Лагоша - 11 голосов.
Его отмечали "за сохранение потенциала развития порта, стабильные показатели в работе", "за реальные практические шаги к созданию современного конкурентоспособного глубоководного порта в Украине", "за перевыполнение плановых заданий, наибольший уровень заработной платы работников порта в отрасли", "за рекордную грузоперевалку".
На четвертом месте два человека - генеральный директор компании "Нибулон" Алексей Вадатурский и и.о. начальника Ялтинского порта (в 2011-м году - начальник Керченского МТП) Александр Котовский - по 8 голосов.
Алексея Вадатурского эксперты отметили "за вклад в привлечение инвестиций в развитие морехозяйственного комплекса Украины", за "очень крупные инвестиции в развитии водного транспорта путем строительства элеваторов, флота для перевозки зерна, специализированных буксиров", за то, что "в непростых условиях руководитель "Нибулона" сумел продолжить осуществление программы развития речного судоходства".
Александра Котовского эксперты отметили "за профессионализм и стойкость", "за рекордные показатели Керченского МТП в 2011-м году, которые позволили порту претендовать на памятный знак "Золотая тонна".
На пятом месте (6 голосов) оказался и.о. директора Морской поисково-спасательной службы Виктор Сударев.
Эксперты отметили его "за подготовку и создание МПСС", "за предприимчивость и пробивные способности, позволившие сделать важный шаг для формирования эффективной системы поиска и спасения на море".
На шестом месте (5 голосов) - первый заместитель начальника порта Октябрьск (в 2011-м году - начальник порта Октябрьск) Виталий Крапива.
Эксперты отметили его "за стабильность и профессионализм", за "высокие профессиональные, деловые качества и авторитет в отрасли", "хорошую многолетнюю работу в портовом хозяйстве страны".
На седьмом месте (по 4 голоса) оказались сразу четыре человека - директор ГП "Дельта-лоцман" Александр Голодницкий, гендиректор компании "Бруклин-Киев" Юрий Губанков, начальник Измаильского МТП (в 1987-2011 годах) Валентин Котельный и гендиректор компании "ТИС" Андрей Ставницер.
Александра Голодницкого эксперты отметили "за реализацию проекта по приобретению флотилии спасательных катеров, практические результаты в работе по усовершенствованию систем управления движения судов в разных регионах страны, начало создания речных информационных систем", "за продолжительную, стабильную, успешную работу предприятия".
Юрия Губанкова эксперты отметили "за успешное развитие перегрузочных мощностей в Одесском порту", "за инициативность, деловую хватку, контактность, успешность в работе".
Валентина Котельного эксперты отметили "за высокий профессионализм", "многолетнюю успешную работу предприятия".
Андрея Ставницера эксперты отметили "за выполнение работ совместно с Одесской железной дорогой по строительству второго главного пути на перегоне от разъезда 18 км до путевого поста 24 км, что позволило увеличить пропускную способность участка Черноморская - Береговая", "за создание и открытие первой очереди контейнерного терминала "ТИС" с двумя причалами общей длиной 480 м и мощностью 400 тыс. ТЕШ, "за эффективную инвестиционную политику".
Лица, занявшие в рейтинге первые три места, награждаются Памятным знаком "Человек года на водном транспорте Украины-2011" (учрежден издательством "Порты Украины" и информационно-аналитическим центром "BlackSeaTrans").
"Золотая тонна"
Одной из престижнейших наград, вручаемых в ходе проведения Национального морского рейтинга Украины, является Памятный знак "Золотая тонна", которым удостаивается предприятие, достигшее рекордного в своей истории грузооборота. Этот знак был учрежден редакцией журнала "Порты Украины" и ассоциацией "Укрпорт".
В 2011-м году два морских торговых порта получили право на эту награду. Керченский морской торговый порт увеличил свои рекордные показатели по грузообороту 2007-го года на 1361,6 тысячи тонн, всего в 2011-м г. перевалено 6273,2 тысячи тонн.
А порт Южный сумел превысить свои рекордные показатели по грузообороту 2008-го года на 941,2 тысячи тонн, до 22639,1 тысячи тонн.
Таким образом, оба порта завоевали право на получение Памятного знака "Золотая тонна".
Стоит напомнить, что по итогам 2010-го года лишь один порт (Октябрьск) получил знак "Золотая тонна". Если сложить вместе рекордные показатели, достигнутые морскими торговыми портами в разные годы, то получится впечатляющая цифра грузооборота - более 164 млн тонн.
"Абсолютный рост-2011"
В этой номинации определяются лидеры среди портов и терминалов страны по показателю абсолютного прироста грузооборота.
Победителем в номинации "Абсолютный рост-2011" среди государственных предприятий стал морской торговый порт Южный - плюс 4418,5 тыс. тонн к показателям 2010-го года.
На втором месте Николаевский морской торговый порт - плюс 1425,4 тыс. тонн.
На третьем месте Керченский морской торговый порт - плюс 1414,2 тыс. тонн.
Стоит напомнить, что в 2009-м году 16 из 18 морских торговых портов снизили уровень своего грузооборота по сравнению с предыдущим годом. В 2010-м году ситуация несколько улучшилась: нарастили уровень своего грузооборота уже 8 портов из 18, а в 2011-м году нарастили грузооборот уже 10 портов.
Определены также победители в номинации "Абсолютный рост-2011" среди прочих стивидорных предприятий.
Первое место заняла группа компаний "ТИС" (Южный), которая нарастила объемы грузоперевалки на 4903 тыс. тонн. На втором месте группа компаний "Бруклин-Киев" (Одесса) - рост на 2027,3 тыс. тонн.
На третьем месте компания "Никморсервис" (Николаев) - рост на 1004,9 тыс. тонн.
Все эти предприятия награждаются Памятным знаком "Абсолютный рост-2011".
"Темпы роста-2011"
Победителями номинации становятся предприятия, добившиеся самого высокого годового темпа роста грузооборота (в %). Рейтинг проводится среди двух категорий предприятий: государственных морских торговых портов (переработавших не менее 0,5 млн тонн в году) и прочих стивидорных компаний (отбор идет среди 30 крупнейших).
В категории государственных предприятий победителем стал Евпаторийский морской торговый порт, который нарастил грузооборот на 47,5% к показателям 2010-го года.
Второе место занял Керченский морской торговый порт, который нарастил грузооборот на 29,1%.
Третье место - Херсонский морской торговый порт, который нарастил грузооборот на 24,7% к показателям 2010-го года.
Памятный знак для категории государственных предприятий учрежден издательством "Порты Украины" и ассоциацией "Укрпорт".
Среди 30 крупнейших стивидорных компаний Украины по итогам 2010-го года наиболее высоких темпов роста грузооборота добились:
1. Первое место - "Никморсервис" (Николаев) - рост на 276,0%.
2. Второе место - ООО "Бориваж" (Южный) - рост на 178,5%.
3. Третье место - "Гринтур-Экс" (Николаев) - рост на 62,2%.
Памятный знак для категории негосударственных стивидорных компаний учрежден издательством "Порты Украины" и ИАЦ "BlackSeaTrans".
Все названные компании стали призерами "Национального морского рейтинга Украины-2010" в номинации "Темпы роста-2010".
"40 крупнейших"
В рейтинге "40 крупнейших портов и терминалов Украины по грузообороту, достигнутому в 2011 году" произошли заметные изменения по сравнению с результатами 2010-го года.
Впервые на четвертое место вышла группа компаний "ТИС", отодвинув Ильичевский МТП на пятое место.
На четыре позиции поднялись: до 13-го места - Херсонский МТП, до 19-го места - Евпаторийский МТП, до 23-го места - Запорожский речной порт. На три позиции поднялись: до 11-го места - Феодосийский МТП, до 18-го места - Киевский речной порт, до 21-го места - Ильичевский морской рыбный порт, до 30-го места - "СРЗ" (Мариуполь).
Вошли в число 40 крупнейших портов и терминалов по грузообороту: "Бориваж" (24-е место), Новокаховский речной порт (37-е место), "Шакуда инвест" (38-е место), Ялтинский порт (40-е место).
С 13-го на 26-е место откатился нефтетерминал "Пивденный" ("Укртранснафта"), который, кстати, в 2009-м году входил в шестерку крупнейших портов и терминалов в Украине. С 18-го до 29-го места опустилась компания "ТИС-Крым".
На шесть позиций до 17-го места опустился в рейтинге "Нибулон", на пять позиций до 35-го места - Херсонский речной порт.
26 портов и терминалов (из первых 40-а) нарастили свой грузооборот в 2011-м году, а уменьшили его 14 портов и терминалов (по итогам 2010-го года их соотношение было примерно равно: соответственно 21 и 19).
Доля частного сектора
Как видно из приведенной ниже таблицы №2, в Украине насчитывается 53 негосударственных предприятия, которые в 2011-м году осуществляли перевалку грузов и отчитывались за нее самостоятельно.
В то же время есть значительное число негосударственных стивидорных компаний, которые вели в 2011-м году перевалку грузов, но цифры, характеризующие эту перевалку, попали в статистику государственных портов, на причалах которых велись эти работы. Частные стивидоры при этом работали на условиях заключенных с портами договоров об аренде, совместной деятельности или других.
В целом же место негосударственного сектора в портовом хозяйстве Украины иллюстрирует таблица №1. Она показывает, что в Украине на собственных или чужих причалах в 2011-м году работали 75 негосударственных стивидорных компаний, которые совместно перевалили 80,33 млн тонн грузов. Это 49,1% от совокупного грузооборота всех портов и терминалов страны. Для сравнения, в 2010-м году доля 67-ми негосударственных стивидорных компаний, которые совместно перевалили 70 млн тонн грузов, составляла 44,8 %.

Порты Украины, № 01 (113) 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий